?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Я много десятилетий изучаю политические технологии, имею опыт практической работы в разных странах и как профессиональный психолог готов утверждать следующее. Если перед нами не ряженый, не политик-конъюнктурщик, «пиарящий» себя со свечкой перед телекамерами на потребу доверчивым избирателям, и не философ-доброхот с рассуждениями о «трансцендентальных силах», а человек, буквально верящий в загробный мир, то при определённых условиях превратить его в живую бомбу – технологически элементарная задача.

В этом отношении различия между иудаизмом, христианством, исламом и прочими религиями второстепенны. В какого именно из Богов, в которую из Книг и райских картин человек свято верит – всё это имеет значение исключительно с точки зрения подбора реперных точек для манипуляции. Субъект, накачанный возвышающей мотивацией священной войны и нацеленный на скорое перемещение в мир иной (например, для воссоединения с любимым и т.д.), в ожидании смертной муки испытывает эмоциональный восторг предвкушения.

Я хочу сказать, что журналисты и аналитики зацикливаются на тактических вопросах, игнорируя стратегические задачи. По большому же счёту работа против терроризма не будет эффективной до тех пор, пока она не опирается на масштабную систему атеистического образования и воспитания. Совершенно необходимая предпосылка для освобождения общества от терроризма и ненависти состоит в том, чтобы формировать с детства цельную светскую картину мира, воспитывая вкус к критическому мышлению и строя на его основе нравственные принципы.

Один из мифов, навязываемых массовому сознанию клерикалами, состоит в том, что религия создала нравственность и остаётся её неизменным носителем. В специальной литературе представлены исторические факты, свидетельствующие об обратном (см. об этом [Докинз 2008; Назаретян 1994, 2008]). Богобоязнь и упование на потустороннее вознаграждение формируют авторитарный рычаг регуляции, и эта лукавая прагматика исключает собственно моральный выбор. Носитель мифологического мышления пребывает вне нравственного измерения – он, как маленький ребёнок, психологически находится под постоянным наблюдением и не способен нарушить табу просто оттого, что всевидящее око Родителя непременно такое нарушение зафиксирует и это повлечёт за собой жестокое наказание.

...

Пора осознать, что религиозные (и квазирелигиозные – национальные, классовые) идеологии всегда служили механизмом объединения людей в большие группы за счёт противопоставления другим людям. Поэтому их неизменным спутником оставалась реальная или потенциальная война. Исторически востребованными были такие учения, которые обосновывали вражду к чужакам. Священные книги полны прямых указаний типа: «Кто не со Мной, тот против Меня»; «Не мир пришёл Я принести, но меч»; «А когда встретите тех, которые не уверовали, то удар мечом по шее» и т.д.".

...

На протяжении тысячелетий религии и войны играли огромную роль в сохранении и развитии общества. Религия оставалась негэнтропийным механизмом, позволяющим упорядочивать социальное насилие, по мере возможности предотвращать его хаотические формы. Но, согласно известному из исторической социологии закону техно-гуманитарного баланса, развитие боевых и производственных технологий требует совершенствования средств культурной регуляции, без чего социальная система теряет устойчивость. Современные технологии поставили перед человечеством насущную задачу устранить физическое насилие из социальной практики, и при этом прежние механизмы (религии, идеологии) становятся контрпродуктивными, т.е. чреватыми эффектом бумеранга – катастрофическим ростом энтропии. Что было уместно в сочетании с мечами и арбалетами, становилось саморазрушительным для общества по мере развития порохового оружия, близким к глобальному самоубийству при баллистических ракетах и грозит стать фатальным при нанотехнологиях, робототехнике, генной инженерии.

Статья полностью.

А.П. Назаретян
доктор философских наук, канд. психологических наук, главный редактор журнала «Историческая психология и социология истории», главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Международного университета «Дубна» и Российской академии государственной службы при Президенте РФ

Comments

( 14 комментариев — Оставить комментарий )
gaiwan
16 сент, 2010 11:07 (UTC)
Типа религия встраивает в сознание кнопку, на которую можно нажать...
Мне другое непонятно - как происходит, в таком случае, процесс "хазара бе тшува"? Ведь есть же примеры, и не мало, когда атеист вдруг надевает крестик/кипу... Причем образованный атеист, технарь...
Мне кажется, что помимо религии как элемента воздействия в процессе образования, важна и личная, субьективная предрасположеность.
То есть религия не встраивает в сознание кнопку, а занимает готовую нишу.
peresmeshnik
16 сент, 2010 11:08 (UTC)
Бегство от реальности. От сложностей.
adso_da_melk
16 сент, 2010 11:15 (UTC)
Есть такая штука теория примативности. Она молодая, недоработанная и вилами по воде писаная. Однако, на Ваш вопрос она вполне себе даёт ответ.
adso_da_melk
16 сент, 2010 11:25 (UTC)
Всё это конечно верно. Но не учитывается один простой момент: 95% населения необходимо кому-то подчиняться постоянно. Без указаний, что и как они не способны жить. Религия эту потребность удовлетворяет.
cyclid
16 сент, 2010 11:42 (UTC)
а оставшиеся пать процентов это типа ты?
adso_da_melk
16 сент, 2010 11:52 (UTC)
За последний час случилась катастрофа и в мире осталось 20 человек? Ой-ой-ой... Надо срочно выйти на улицу проверить.
peresmeshnik
16 сент, 2010 13:32 (UTC)
Не ходи. Останется 19.
peresmeshnik
16 сент, 2010 13:15 (UTC)
Это вопрос воспитания. Но любому правительству выгодно воспитание покорной массы.
adso_da_melk
16 сент, 2010 13:26 (UTC)
В смысле вопрос воспитания? Кем и кого?

Безусловно правительству выгодно. Правительства начинались с религий. Фараоны были богами, европейские короли — помазанниками и пр. Вдруг наступила атеистичная демократия, быдло получило много ништяков и любит свою страну, потому что ему в ней охуенно. Но необходимость во всевидящем отце не отпала.
peresmeshnik
16 сент, 2010 13:31 (UTC)
Воспитания населения - через пропаганду и школьное образование.

О том и речь. Для того, чтобы такая необходимость отпала - во всевидящем отце - необходимо другое воспитание, стимулирующее критическое мышление. Проблема в том, что это имеет несомненный минус для правительства - более трезвую оценку действий самого правительства, скептицизм по отношению к пропаганде, лучшее понимание происходящего. Это приведет к серьезной перестройке правительственной системы, в частности, к урезанию многих расходных частей госаппарата. Скажите, какому правительству захочется закрыть свои кормушки?
adso_da_melk
16 сент, 2010 13:43 (UTC)
Ты филантроп, однако.
Я придерживаюсь мнения, что способность к критическому мышлению это врожденное. 95% этого делать не умеют и не никогда не научатся.
peresmeshnik
16 сент, 2010 13:46 (UTC)
Не думаю. Критическое мышление - это умение применять логику в быту, не более того. Лучше или хуже, но этомк можно научить в школе 90+ процентов. Так же как чтению, письму, основам математики. Кстати, ремомендую задуматься, почему из школьных программ практически всех стран исчезла риторика.
cyclid
16 сент, 2010 11:41 (UTC)
иконизировать александра матросова !
peresmeshnik
16 сент, 2010 13:31 (UTC)
Это ты в Кремль пиши. "До востребования. Ленину".
( 14 комментариев — Оставить комментарий )